27 декабря 2017
Новогодние традиции у разных народов Крайнего Севера
Новый год – один из самых любимых, веселых, волшебных праздников. Его ждут с большим нетерпением, встречают с огромной радостью, стремятся отметить в кругу семьи или приятелей.
Ни в одном празднике не проявляются так ярко и самобытно характер народа, его обычаи и традиции, как в новогоднем. Каждый народ празднует зимние праздники по-своему.
С Новым годом в России издавна связан обычай устраивать 31 декабря особый ужин. Специальным блюдом новогоднего стола был «кесаретский» поросенок, которого зажаривали целиком. Жаркое из поросенка обеспечивало благополучие на весь следующий год. В XIX веке в аристократических домах поросенка готовили по-особому. Сначала в мясистые оливки вкладывали вместо косточек кусочки анчоуса. Оливки служили начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку. Куропатка вкладывалась в фазана. Последней оболочкой был поросенок. Весьма замысловатое угощение требовало от повара незаурядного мастерства и обходилось недешево. Но для знати приготовить и подать его на стол было делом престижа. Кроме поросенка подавались свиная голова, свиное мясо, всевозможные колбасы из него. Все, что было связано со свиньей, составляло необходимую принадлежность святок у славян, воспринимавших это животное из-за ее плодовитости как символ красоты.
Были на новогоднем столе и кушанья из других видов мяса. Считалось, что, поедая их, приобщаешься к тем силам, которые приписывались животным: если ешь мясо зайца - будешь проворным, как он, мясо петуха - будешь легким, как птица. Не менее почетное место занимали и кушанья из злаков: блины, каши, крупеники, пироги, а в ряде мест Русского Севера - толокно и овсяный кисель. Из теста выпекали фигурки, изображающие коров, быков, коней и других животных, - их называли козулями. В деревнях и городах Архангельской и Вологодской областей к новогоднему столу и по сей день пекут фигурное печенье, секрет изготовления которого переходит из поколения в поколение северянок.
Накануне Рождества на Руси, в сочельник, первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Ряженые со звездой на шесте обходили дома своих соседей. Они пели колядки, славя хозяев дома и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году.
Много интересных новогодних традиций существует и у народов Крайнего Севера. Это народы, проживающие в северных районах России, Сибири и на российском Дальнем Востоке.
Одним из самых таинственных народов северной Европы являются саамы. В Мурманской области их проживает 1771 человек. Саамы считают, что существует 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами саамы считают, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.
Раньше Новый год у саамов не принято было отмечать, потому что для них Дед Мороз – злой старик, который кусает и морозит руки и ноги. Сейчас саамы Кольского полуострова празднуют Новый год по-европейски. Некоторые из них стараются выехать в лес под елочку с бубном, чтобы призвать своих помощников.
Однако одним из самых любимых и главных праздников у саамов является встреча солнца. Обычно весть о появлении первого луча солнца должен принести ребенок. Люди встречают его, надевают яркие одежды, одаривают солнце подарками. На праздничном столе у саамов обычно мясо оленя, северные ягоды, рыба. Например, есть такой салат: белая рыба (семгу или треска), заправляется маслом и морошкой. Ягоды дают кислинку, получается очень сытное и вкусное блюдо.
По поморскому календарю Новый год наступает 14 сентября. Этот день ознаменован началом Маргаритинской ярмарки, праздничным шествием поморских лоцманов — «вожей» и фейерверком. Одно из наиболее ярких событий праздника — зажжение новогоднего плавучего Маяка, который символизирует проводы старого года и начало нового. По традиции в этот день поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же с входом клали старый веник, который символизировал уходящий год.
Чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния, в ночь с 21 на 22 декабря. Национальный праздник называется по имени ритуальной звезды — Пэгытти (с чукотского — «пёстрое скопление»), в традиционной астрологии это Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды и символизирует начало нового года: именно с этого момента световой день начинает прирастать. По традиции праздник Пэгытти начинался с разжигания праздничного огня с помощью священной «огнивой» доски — символа домашнего очага. Причём у каждой семьи она своя. Считалось, что передавать огонь с «огнивой» доски можно только родственникам по мужской линии, иначе в дом придёт горе. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, желая всем добра и света. Кроме того, в эту ночь чукчи старались задобрить злых духов, наполняя салом и жиром небольшие кожаные чашки. Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принёс удачу.
Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Традиционный эвенский праздник встречи нового солнца называется Хэбденек (в переводе «веселье»). В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов: зажигают священный костёр, проводят обряд очищения дымом можжевельника. А каждая семья завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, что даёт человеку возможность донести до духов свои просьбы. По традиции эвенки водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая новое.
Ненцы празднуют два новых года — зимний и летний, которые начинаются в ноябре и июне соответственно. Начало зимнего нового года ознаменовано замерзанием воды и гоном оленей, а летнего — таянием снегов и отёлом оленей. В Новый год старейшины стараются задобрить духов, чтобы зима была не очень холодной, в реках было много рыбы, а в лесах — дичи. Так же как эвенки, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве — берёзе. В этот день ненцы обмениваются подарками и большое внимание уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребёнка, добрые духи рассердятся и покинут вас.
Якутский Новый год отмечается летом, 21 июня. Праздник Ыысах (в переводе «изобилие») связан с культом солнечных божеств и культом плодородия. Традиционно праздник сопровождается обрядом молений, народными танцами и спортивными соревнованиями. Главный танец праздника — Осуохай — хоровод, символизирующий жизненный круг. Танец продолжается до самого восхода солнца, таким образом якуты выражают благодарность Солнцу за свет и теплоту. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается положительной энергией на год вперёд. Ещё один важный ритуал Ыысаха — окропление огня, травы и деревьев священным для якутов напитком — кумысом. Этот обряд символизирует рождение Вселенной и человека.
У разных народов, населяющих огромные просторы России, свои новогодние традиции и обряды, но все они несут положительный смысл с пожеланиями добра, счастья и благополучия.
Мурманская область является Родиной для многих народов, живущих в дружбе и согласии.