04 апреля 2016
Кому мешает фермер?
25 марта состоялось заседание комиссии Общественной палаты Мурманской области по экономическим, экологическим, правовым вопросам. Основным вопросом повестки дня стало состояние заполярного агропрома.
«Разговор о сельском хозяйстве - довольно редкая для Палаты, - признал председатель комиссии Юрий Мананков. – Трудно сказать, что тому причиной, есть объективные обстоятельства, есть субъективные... Но вопрос продовольствия, продовольственной безопасности, должен обсуждаться где-то рядом с обороноспособностью страны. Всё приходит, всё уходит, а кушать хочется всегда».
Сегодня, пока крупные сельхозпредприятия испытывают серьёзные трудности, частные хозяйства показывают рост. Государство предлагает фермерам 22 вида субсидий – на возмещение части затрат на приобретение техники, кормов, комбикормов, известняковой муки, семян, молодняка, восстановление внутрихозяйственных мелиоративных систем, процентной ставки по кредитам разного рода, а также гранты и единовременную помощь.
Всё равно затраты на производство сельхозпродукции высоки, и цены неуклонно растут. Что мешает фермерам накормить-напоить горожан местной продукцией? Да, тарифы ЖКХ – это до 30 процентов затрат, 60 процентов – это корма, но главное, что не даёт встать, как следует, на ноги - это отсутствие земли. Ни одно крестьянско-фермерское хозяйство Мурманской области не имеет земли в собственности. Земельный вопрос до сих пор не решён. Муниципатитеты предлагают только аренду, договор которой может быть расторгнут в любой момент.
- К сожалению, такие случаи были, - подтвердила Марина Гончарова, и.о. председателя комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области. – Фермер, хороший хозяйственник, которому мы дали субсидию, позвонил в комитет. Пришлось срочно искать, куда ему пристроить скотину, технику, корма. Многое решается в ручном режиме. Так же, в ручном режиме, приходиться взаимодействовать с энергетиками, которые устанавливают тарифы по своему усмотрению.
Как ни удивительно, в развитии сельского хозяйства у нас никто не заинтересован. Найдёт человек свободный участок, обратится с заявкой – ан нет, занят. А где свободный? Ищите. К примеру, в районе станции Лопарской пустует земля, много – гектаров 50, как минимум, но получить её невозможно – никто якобы не знает, чья она: ведомственная, муниципальная, областного подчинения, федерального. Муниципалитеты почему-то не могут вывесить в открытом доступе земельные участки, пригодные для сельхозиспользования. Государство в советское время вкладывало миллионы, чтобы сделать землю пригодной для пашни, теперь государство изо всех сил сопротивляется её использованию по назначению. Почему аренда для сельхозпроизводителей приравнивается к аренде для дачных участков?
Банки требуют в залог, кроме техники, хозпостроек, скота, ещё и городскую квартиру. И ещё не факт, что кредит вообще дадут – скажут, мол, залоговой массы не хватает. Даже если фермер имущество заложит, межевание за свой счёт проведёт, оплатит страховку, возьмёт кредит, вложится в корма и проч. и проч… Куда он денет продукцию?
Торговая сеть принимает, да, только накручивает 100-150 %, и продукция становится неконкурентоспособной. В Апатитах, например, фермеру дают «зелёный свет» - проводятся ярмарки, стоят павильоны, где можно купить свежее молоко, мясо, яйцо без накруток. В том же Мурманске мест для павильонов традиционно нет, автолавку и то запустить невозможно: маршрут движения автолавки по городу не согласовывают. Для шашлычников с пивом место находится.
Как обеспечить доступ продукции местных сельхозпроизводителей на продуктовый рынок региона? Себестоимость литра молока у фермера Ираклия Мчедлишвили 17 рублей. Если бы была своя земля, было бы 13. И коров было бы больше. 25 голов дают приблизительно 200 тонн молока в год, 50 – вдвое больше. Десяток-другой таких хозяйств - и Мурманская область будет обеспечена свежей, качественной, молочной продукцией. Чем это плохо? Кому невыгодно? При минимальном количестве рабочей силы и затратах, значительно меньших, чем у крупных предприятий, отдача получается максимальная.
«В 90-е годы прошлого века мы сели не только на нефтяную, но ещё и на «окорочковую» иглу, - подытожил Юрий Мананков. – Банкиры работают, по сути, против государства – не хотят вкладываться в экономику страны. Торговые сети привыкли работать с оптовиками, многие из которых тоже представители иностранных компаний, а то, что у них курица вырастает до товарных размеров за месяц вместо трёх и мы едим мясо, напичканное гормонами и антибиотиками, их не волнует. А нас волнует».
Общественники решили подготовить запрос в Министерство имущественных отношений Мурманской области, администрацию Кольского района по поводу земельного кадастра, процедуры межевания, формирования стоимости участков, а также пригласить специалистов министерства и администрации на одно из заседаний комиссии. К вопросу поддержки местных сельхозпроизводителей решено вернуться в сентябре.