Информация о казачьих обществах
Справочная информация по развитию казачьих обществ в Мурманской области
Современное российское казачество переживает очередной этап своего возрождения, в рамках которого на федеральном уровне приняты основополагающие нормативные правовые акты, среди которых новая Концепция государственной политики в отношении российского казачества от 2 июля 2008 года и ранее принятый Федеральный закон № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества». Целью действующего законодательства является развитие активного института гражданского общества, который бы участвовал как в решении государственных вопросов, так и вопросов местного значения. В связи с этим в настоящее время на федеральном уровне продолжается формирование единой государственной политики в отношении российского казачества, а в регионах – механизма реализации принятых нормативных правовых актов по вопросам казачества, в частности, Федерального закона № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества».
Казачьи общества при реализации своих уставных функций и полномочий согласно действующему законодательству взаимодействуют с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Данное взаимодействие возникает чаще всего при несении государственной и муниципальной службы, при реализации совместных мероприятий, утвержденных в рамках региональных и муниципальных программ развития российского казачества.
Согласно принятой 02 июля 2008 г. Концепции государственной политики в отношении российского казачества одним из основных принципов данной политики является взаимодействие органов государственной власти (ОГВ) и органов местного самоуправления (ОМСУ) с казачьими обществами. Вместе с тем, к необходимым мерам осуществления данной политики отнесено содействие в реализации прав граждан, относящих себя к российскому казачеству, на самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и местных традиций.
Под взаимодействием принято понимать целенаправленную деятельность органов управления по решению совместных задач. Тем самым, при исследовании отношений между органами местного самоуправления и казачьими обществами следует выделить перечень совместных задач, мероприятий, а также видов поддержки, оказываемых как со стороны казачьих обществ ОМСУ, так и со стороны ОМСУ казачьим обществам, и иных отношений, возникающих при реализации местного самоуправления и развития казачества.
В части мер, которые непосредственно затрагивают вопросы развития деятельности казачьих обществ, Концепция предусматривает:
- формирование единых методологических подходов, касающихся применения программно-целевых методов содействия ОГВ становлению и развитию российского казачества;
- создание системы информационного обеспечения реализации государственной политики в отношении казачества;
- создание условий для участия российского казачества в обустройстве и развитии инфраструктуры сельских территорий;
- учёт и развитие исторических и иных традиций российского казачества в местах их компактного проживания.
Концепцией предлагается поэтапная реализация намеченных мер государственной политики в отношении российского казачества. На первом этапе среди ряда мероприятий предусматривается формирование методических, правовых и информационных условий привлечения членов казачьих обществ к оказанию содействия ОГВ и ОМСУ в осуществлении установленных им задач и функций. Кроме того, предполагается подготовка методических рекомендаций по разработке и внедрению региональных и муниципальных целевых программ поддержки становления и развития государственной службы российского казачества, создание системы межведомственного информационного обмена и координации действий в сфере государственной политики в отношении казачества.
На втором этапе предусматривается широкое внедрение эффективных методик и практик взаимодействия ОГВ, ОМСУ и российского казачества по реализации Федерального закона № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» и других нормативных правовых актов, регулирующих государственную политику РФ в отношении казачества.
Основными задачами ОМСУ при взаимодействии с казачьими обществами согласно положениям Указа Президента РФ от 09.08.1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» является создание условий для привлечения в установленном порядке членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр, к несению государственной и иной службы, а также оказание содействия в предоставлении им экономических и иных льгот в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Положения Федерального закона № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» устанавливают общий порядок и основные направления данного взаимодействия, а именно российское казачество:
- Оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учёта членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
- Принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранительных мероприятиях;
- Принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране государственной границы РФ, борьбе с терроризмом;
- Осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, ФОИВ, и (или) их территориальными органами, исполнительными органами власти субъектов РФ и ОМСУ в соответствии с законодательством.
Более детальный перечень направлений деятельности казачьих обществ определен в Указе Президента РФ от 16.04.1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе», а также в нормативных правовых актах субъектов РФ.
Согласно п. 8 ст. 5 Федерального закона № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» российское казачество может привлекаться также к несению муниципальной службы, при условии, что казачье общество, члены которого приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ. Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», законодательством субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
Указом Президента РФ от 16.04.1996 г. № 563«О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» определены виды деятельности (службы) членов казачьих обществ, среди которых:
- охрана общественного порядка;
-охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождение грузов;
- участие в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
- участие в таможенной охране в составе таможенных органов РФ;
- участие в егерской, природоохранной и экологической службе, а также контроль за использованием и охраной земель;
- охрана лесов от пожаров и защита их от вредителей и болезней;
- производство, закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;
- охрана объектов жизнедеятельности населения.
Российское казачество, на основе государственных и муниципальных контрактов, может осуществлять деятельность, связанную с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд.
Передача казачьему обществу отдельных полномочий муниципального образования по решению вопросов местного значения осуществляются в порядке заключения договоров между администрацией муниципального образования и казачьим обществом. Органы казачьего общества могут заключать соглашения с ОМСУ о передаче им для осуществления части полномочий за счет средств, предоставляемых из бюджета муниципального образования для реализации функций ОМСУ, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются вопросы местного значения поселения, муниципального района, и городского округа. ОМСУ обладают всеми полномочиями по привлечению к их реализации членов казачьих обществ. Основной правовой формой работы казачьих обществ с ОГВ и ОМСУ в соответствии с действующим законодательством являются договорные отношения.
Среди вопросов местного значения поселений следует выделить вопросы, реализация которых может быть возложена на казачьи общества, а именно:
-владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
-участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
-создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры;
-сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения. Охрана объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории поселения;
-создание условий для развития местного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
-обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
-создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
-организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
-организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения;
-организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
-организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
-содействие в развитии сельскохозяйственного производства;
-организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью в поселении;
-создание условий для деятельности добровольных формирований поселения по охране общественного порядка.
В муниципальном районе ОМСУ могут привлечь казачьи общества к:
-организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
-участию в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района;
-организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
-созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
-созданию условий для развития местного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселениях, входящих в муниципальный район;
-организации и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселённых территориях;
-осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
-содействию в развитии сельскохозяйственного производства в поселениях, расширению рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию развитию малого и среднего предпринимательства;
-обеспечению условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
-организации и осуществлению мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодёжью.
В городском округе к таким вопросам следует отнести:
-владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
-участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа;
-организацию охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
-организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
-создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
-создание условий для развития местного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
-создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
-организацию благоустройства и озеленения территории городского округа; использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
-организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств;
-сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа; охрану объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории городского округа;
-организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
-создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
-организацию и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
-создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
-организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью в городском округе;
-создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Тем самым, ОМСУ, наделённые обширным перечнем полномочий по решению вопросов местного значения, на данном этапе развития отношений с казачьими обществами должны создать необходимые организационно-правовые механизмы, модели для передачи специфических полномочий, которые в силу исторических и иных условий и традиций могут осуществляться казачьими обществами.
Следует также отметить, что законодательство РФ, кроме видов деятельности, оказываемой казачьими обществами ОМСУ, выделяет также виды взаимодействия между ОМСУ и казачьими обществами, когда развитие указанных отношений напрямую зависит от ОМСУ. Согласно действующему федеральному законодательству в компетенцию ОМСУ входит:
-оказание казачьим обществам содействия в осуществлении установленных задач и функций (ч.1 ст. 7 ФЗ № 154-ФЗ);
-создание условий для несения службы (Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. № 563), в том числе своевременная и правильная выплата денежного довольствия (заработной платы) членам казачьего общества;
-согласование обязательств по несению муниципальной службы (ч.1 ст.6 ФЗ № 154-ФЗ);
-создание целевого земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам, включённым в государственный реестр казачьих обществ в РФ (постановление Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 667 « Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включённым в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования»). При этом территориальным войсковым казачьим обществом вносятся предложения по предоставлению земельных участков, включённых в целевой земельный фонд;
-осуществление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) с казачьими обществами (ч. 2 ст. 7 ФЗ № 154-ФЗ);
-осуществление финансирования государственной службы российского казачества за счёт средств бюджетов муниципальных образований (ч.1 ст. 8 ФЗ №154-ФЗ).
В целях реализации государственной политики в отношении казачества органами государственной власти области была оказана необходимая организационная и методическая поддержка общественным объединениям казаков. Установлено взаимодействие с Отдельным Северо-Западным казачьим округом (г. Санкт-Петербург) и действующими казачьими формированиями региона. Результатом проведенной организационной работы было принятие совместного решения об образовании Туломского станичного казачьего общества. Данное формирование 09 июня 2009 года получило государственную регистрацию как некоммерческая организация и входит в состав Отдельного Северо-Западного казачьего округа.
Создание и деятельность казачьих обществ на территории области вызывает большой интерес и находит поддержку у местного населения.
В период с 2009 по 2011 годы в Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области прошли регистрацию как некоммерческие организации новые казачьи общества, в т.ч. Ревдинское. Оленегорское, Александровское, Мурмашинское станичные, Кольское хуторское, Мурманское окружное и Мурманское городское казачьи общества.
Создание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества открыло новые перспективы для развития казачьего движения. В стране сформирована стройная система взаимодействия государства и казачества, включающая окружные комиссии и рабочие группы в субъектах РФ. Они должны стать действенными инструментами реализации государственной политики России в отношении казачества, использовать все имеющиеся возможности для дальнейшего его развития.
Рабочая группа области по делам казачества была образована в соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от
11 июня 2009 года № 163-РП. В состав рабочей группы вошли представители Правительства области, казачества, региональных структур Пограничных войск ФСБ РФ и МЧС РФ, областного военного комиссариата.
С ростом численности возросла активность казачьих обществ, внесённых в реестр Российской Федерации, по участию их членов в несении государственной и иной службы, созданию экономической и правовой базы для дальнейшего развития.
Основными направлениями государственной и иной службы, которые могут выполнять в Мурманской области члены реестровых казачьих обществ, являются:
военно-патриотическое воспитание молодежи;
участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, в природоохранных мероприятиях;
участие в охране государственной границы и общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране биологических ресурсов на внутренних водоёмах;
участие в развитии агропромышленного комплекса и лесного хозяйства на территории области;
осуществление иной деятельности, в том числе поставок сельскохозяйственной продукции, на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с исполнительными органами власти и органами местного самоуправления муниципальных образований региона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сохранение и развитие казачьей культуры, традиций могут и должны стать опорой для молодого поколения. Проведена подготовка документов для регистрации народного ансамбля казачьей песни «Лукоморье», как хуторского казачьего общества.
Следует отметить, что, в целом, законодательство, регулирующее вопросы становления и развития российского казачества сформировано на федеральном, а также на региональном уровне в субъектах, где компактно проживают казаки.
В Мурманской области создание и развитие реестровых казачьих обществ необходимо воспринимать как объективную реальность, которая требует на всех уровнях региональной и муниципальной власти принимать меры к исполнению положений государственной политики в отношении казачества.
В вопросах развития российского казачества должна быть налажена тесная связь между казачьими обществами и органами региональной и муниципальной власти. Только так можно добиться результатов, в т.ч. по разработке правовых нормативных документов для эффективного привлечения реестрового казачества к государственной и иной службе, развитию сельскохозяйственного комплекса и лесного хозяйства, защите биологических ресурсов на внутренних водоёмах и др.
С учётом необходимости разработки областной и муниципальной нормативной правовой базы по вопросам развития казачьих обществ в состав рабочей группы по делам казачества дополнительно включены дополнительно представители исполнительных органов государственной власти области и региональных структур федеральных органов исполнительной власти.
Мурманская областная Дума, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области вправе разрабатывать и принимать законодательные и другие нормативные правовые акты по привлечению членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ РФ, к государственной и иной службе на территории области исходя из своих полномочий.
Российское казачество хочет и должно стать надёжным партнёром властных структур всех уровней в развитии Мурманской области и повышении уровня жизни её жителей.